Полная история развития сноубордических креплений. Сноуборд (спортивный инвентарь) Установка и совместимость со сноубордическими ботинками

Сноубординг является очень молодым видом спорта - фактически ему немногим более пятидесяти лет. Сам принцип катания на доске берет свои корни в серфинге - экстремальном развлечении, которое зародилось в незапамятные времена на Гавайских островах. Серфингу, по мнению некоторых специалистов, несколько тысяч лет: в своё время он был прерогативой гавайских аристократов из правящих домов (вроде рыцарских турниров в Европе).

А «первый блин» сноубординга появился в США, в штате Минесотта. Некто Верн Викланд собрал борд для катания, используя.. доски из старой бочки. Благодаря округлому сгибу, такая конструкция меньше цепляла снег. Опорная нога крепилась на резиновую платформу и пристегивалась кожаным ремешком, а к носу борда крепилась обыкновенная бечевая веревка для управления. При езде еще предполагалось использовать лыжную палку. Интересен тот факт, что идея пришла Верну на ум, когда он наблюдал за катанием на лыжах финских детишек. Изобретатель не скрывал, что в тот момент позавидовал им и решил придумать нечто, что поразит их не меньше, чем лыжи - его самого. Кстати, решением патентного бюро пра-пра-прасноуборд Верна Викланда был признан «улучшенными санками». Итак, дебют состоялся.

В 1963 году Том Симс, подросток из Америки, представил школьному совету свой проект «Ski Board», доску для катания. А уже через два года Шерман Поппер, дочь которого была заядлой лыжницей, придумал для неё интересную затею: соединил две лыжи вместе, заменил крепления на боковые и привязал к носу веревку. Девушка, опробовав папино изобретение на склоне, пришла в восторг, рассказала о нем друзьям, которым «снерфер» (а именно такое название получил этот борд) также пришелся по душе. В итоге мистер Поппер получил на снерфер патент и продал право на производство компании Brunswick. 1966 год подытожил уровень первых продаж: более 500 000 снерферов

В 1970 году американский серфер Димитрий Милович существенно корректирует форму снаряда, добавляет металлические канты и еще несколько горнолыжных «фишек». А в 75-м его сноуборды под брендом Winterstick вовсю продаются в штате Юта. Популярный журнал Powder печатает в одном из своих номеров гигантское фото снерфера, благодаря чему спрос на доски начинает просто зашкаливать!

1977 год знаменует появление на сцене настоящих легенд «сноубордостроения» - Джейка Бертона и Майка Олсена. Рождаются торговые марки Sims, Snurfer, Gnu. Сноуборды получают деку от своих асфальтовых «родичей» - скейтбордов, а также полиэтиленовую базу.

В 1979 году Поль Грейвз, прорайдер Snurfer’a, демонстрирует на сноуборде изумленной публике несколько трюков. Именно тогда и начал зарождаться стиль катания «Фристайл». Появился первый хаф-пайп, который Марк Анолик создал неподалеку от озера Тахо. Это событие вызвало волну интереса у журналистов, в том числе и из изданий, специализирующихся на скейтборде. Тогда спортивные эксперты и обозреватели всерьез задумались над тем, что сноуборд дорос-таки до того, чтобы считаться полноценным видом спорта.
В начале 80-х новые компании по производству сноубордов растут как грибы после дождя. Сноуборды начинают разрабатываться с учетом передовых горнолыжных технологий. А в 1982 году впервые на уровне страны был проведен чемпионат по дисциплине «Сноусерфинг».

1983 год запомнился любителям катания на досках в первую очередь появлением креплений с высокой спинкой. Правда, история не сохранила, кому из двух мэтров сноубординга - Луису Форньеру или Джеффу Греллу - пришла в голову эта перспективная идея. А в 1985 году производство сноубордов окончательно отказывается от технологий серфинга и переключается полностью на горнолыжные процессы. Спортсмены пробуют гонять на первых карвинговых досках от Gnu. Начинает печататься первый в мире журнал, от и до посвященный сноубордам.

В 1986 год популярный американский вид спорта наконец добирается и до Европы. Проводятся официальные состязания в Swiss Championships, St. Moritz. Выходит великий фильм Apocalypse Snow, который содержит невероятные трюки вроде спусков наперегонки с лавинами и фантастических сальто на сноуборде в полете через дороги и тому подобные номера.
В 1994 году сноубординг официально включают в перечень олимпийских соревнований. А в 2000 году число сноубордистов в Америке превысило семь миллионов человек. В этот же период сноубордомания охватывает и нашу страну.
Таким образом, сноуборд победно врывается в третье тысячелетие, с каждым годом набирая всё большую популярность и завоёвывая умы и сердца новых поколений спортсменов и любителей зимнего активного отдыха. А роскошные целинные поля и потрясающие спуски ждут своих покорителей. Не желаете покататься?

Что представляет собой сноуборд? Это доска, предназначенная для того, чтобы спортсмен мог спуститься на ней со склона или горы. Но ехать можно различными способами, и поэтому конструкция и материалы сноуборда очень разнообразны, но в то же время все они являются со скользящим основанием с одной стороны и креплениями для ног с другой. Также у всех бордов есть металлический кант по краю, с помощью которого спортсмен управляет этим спортивным снарядом.

Но сноуборд не появился сразу в таком виде, в каком мы знаем его сегодня. Он прошёл немалый путь развития, и сама история сноубординга стоит того, чтобы узнать о ней.

1929 год

Началась история сноуборда в 29-м году прошлого столетия со , который был выполнен неким Джеком Бурчетом. Необычность этого события заключалась в том, что вместо привычных всем лыж он использовал деревянное полотно, которым управлял с помощью верёвки. Никто не знает, зачем он это сделал, и ещё больше вопросов оставляет его решение это действие зарегистрировать.

1939 год

В этом году Верн Виклунд явил миру новое изобретение, которое назвал «бункер». Состояло оно из доски с подкладками для ног. Также присутствовали ремни, выполняющие роль креплений ступней, а сама доска была выполнена из дуба и имела существенный изгиб. На носу этой конструкции крепилась верёвка, которой, словно вожжами, можно было управлять «бункером». После первой модели последовали ещё 4 модификации, которые, к сожалению, в массовое производство не попали. Их роль ограничилась лишь развлекательными спусками для изобретателя и его друзей.

1963 год

Том Симс, юный ученик американской школы, оформил и защитил проект доски для спуска по снежным склонам, который носил название «скиборд».

1965 год

Через несколько лет был сделан ещё один шаг к созданию настоящего сноуборда. В этом году в попытке разнообразить отдых своей дочери Шерман Поппен соединил лыжные полозья и установил впереди крепление с верёвкой. Своему творению он даже дал название - «снёрфер». Старания отца не пропали зря, дочь была в восторге и поспешила показать друзьям. Они тоже были поражены весельем, которое получали при катании на «снёрфере», и увлечение начало шириться среди молодёжи. А Поппен решил запатентовать изобретение и вскоре отдал право производить «снёрферы» компании Брунсвик.

Решение было более чем удачным, ведь меньше чем за год спортсменами было куплено около 500000 досок. В том же году были проведены первые соревнования на «снёрферах», которые организовала Брунсвик, для того чтобы и продажи.

1970 год

Но прямым предком сноуборда стал не «снёрфер». Эту роль история уготовила изобретению Димитрия Миловича - доске сёрфовой формы, которая имела следы принадлежности к лыжному слалому и металлические канты вдоль краёв.

1972 год

Боб Веббер получает патент на «скиборд», который он изобрёл сам.

1975 год

Димитрий Милович смог наладить массовый выпуск сноубордов. Производственные мощности расположились в штате Юта, и производились здесь доски, носившие логотип Winterstick. К тому времени он отказался от кантов из металла, ведь практиковался Милович на целине, где канты были просто не нужны. Также он запатентовал форму сноуборда «ласточкин хвост».

1976 год

Милович осознал, что использование металлических кантов необходимо, и получил патент на доску с ними.

1977 год

Джек Бартон приступает к созданию сноуборда, конструкция которого позже будет названа его именем, а Боб Веббер использует основание из полиэтилена для доски, которая носила название «жёлтый банан». Идея «банана» была подхвачена и развита Томми Симсом, который снабдил его скейтбординговой декой. Конец этого года ознаменовался тем, что Симс пустил в производство скиборды.

В том же году изобретатель Майк Олсен завершил создание своей версии сноуборда, которую он улучшал последующие 7 лет - всё то время, которое проучился в колледже. По его окончании он, не теряя времени, открыл компанию GNU, которая специализировалась на выпуске сноубордов.

1979 год

На ставших уже регулярными соревнованиях среди снёрферов Джек Бартон подал заявку на участие на собственном спортивном снаряде, представлявшем собой доску с резиновыми креплениями. Организаторы поначалу не допускали его, но с Бартоном хотели посоревноваться многие участники и их голос сломил упрямство устроителей состязаний.

Тот же чемпионат останется в истории тем, что на нём были исполнены первые трюки на сноуборде. Некий Пол Грейвс, являвшийся профессиональным райдером фирмы «Снёрфер», выполнил 4 полных оборота, а в завершение спуска опустился на одно колено и невероятно эффектно спрыгнул с борда, чем вызвал восхищение зрителей.

В 79-м был построен первый хафпайп, и эта U-образная труба вызвала фурор среди журналистов, которые впервые заявили о рождении такого вида спорта, как сноубординг.

1980 год

В то время разработки в области сноубординга проводились параллельно двумя компаниями - Burton и Winterstick. И они привели к идее использовать в разработке технологии производства горных лыж.

1982 год

Упоминавшийся выше Поль Грейвс учреждает первый чемпионат по сноубордингу. Название для него было выбрано довольно оригинальное - «Поверхность», а сами соревнования проходили по слалому и . Победителем на этом мероприятии стал Томми Симс, который довольно феерично одержал победу - взяв первый приз, он, пересёкши финишную черту, врезался в ограничитель и сломал палец. Ну а лучшим по суммарным показателям оказался Даг Бартон.

1983 год

В это время появились крепления для сноуборда, обладающие высокой спинкой. Запатентовали изобретение Джефф Грелл и Луис Форньер.

1985 год

Три знаменательных события произошло в 85-м. Первое - это окончательная ориентировка на горнолыжный спорт самыми крупными компаниями Sims и Burton. Они отказались от сёрфинг-ориентированных досок и начали снабжать сноуборды металлическими кантами. Второе - свет увидела доска для фристайла, имевшая закруглённый хвост. Третье - появилась первая карвинговая доска, выпущенная компанией GNU.

А ещё вышел первый журнал, полностью посвящённый сноубордингу.

1986 год

Зародился европейский сноубординг. В это время прошли первые соревнования в Швейцарии, выпущен фильм «Судный снег», насыщенный и лихачествами на досках.

1994 год

Триумфальный час для сноубординга - отныне он стал дисциплиной Олимпийских игр.

1998 год

С 98-го года за сноубордистами закрепилось амплуа «плохих парней», а всё из-за скандала вокруг олимпийского чемпиона Росса Ребальяти. В его крови нашли следы употребления марихуаны. Впрочем, они был слабыми и спортсмен выкрутился, пояснив случайным вдохом дыма на вечеринке.

2000 год

В США сноубординг становится самым популярным видом спорта. Он обгоняет горные лыжи по темпам прироста приверженцев, которые составили 51% в год против 6%. Общее количество сноубордистов в США составило примерно 7 миллионов. В этом же году первые доски начали появляться на просторах СНГ.

Заключение

Сноубординг - это увлекательное занятие, которое чуть меньше чем за сто лет переросло из детского развлечения в олимпийский вид спорта. История сноуборда не знала падений, техника катания и экипировка улучшались беспрерывно и продолжают улучшаться.

…ещё в 1985-м сноубордисты допускались всего на 7% американских горнолыжных объектов…

Из воды на берег - прародители сноуборда

Ещё до погружения в историю сноуборда скажем, что это, пожалуй, апогей творения всевозможных доскостроителей во имя получения удовольствия и адреналина. Появлению сноуборда предшествовали сёрф, скейтборд, лонгборд, снёрф… Первые упоминания о катании человека на доске относятся аж к пятому веку до нашей эры. С ума сойти. И пальму первенства в этом направлении вполне логично получили гавайские аборигены. Ведь и в наше время Гавайи являются Меккой сёрфингистов. Даже удивительно, что горные лыжи опередили в своём развитии сноуборд.

Этому странному предмету на фото - He"ehölua - более 2000 лет. Снаряд похож на сёрфовую доску, за исключением того, что используется на горках со снежным или даже травяным покровом. По конструкции также напоминает сани, но имеет длину почти 4 метра при ширине всего в 15 см. Весила же эта штуковина от 14 до 30 кг и развивала скорость до 80 км в час. В 1823 году Уильям Эллис, посещая Гавайи, стал свидетелем необычных соревнований.

Однако не всем любителям сёрфинга повезло жить на Гавайях. И не всем повезло с такими уникальными волнами. Устав от ожидания волны, калифорнийские сёрферы придумали лонгборд, установив колёса от роликовых коньков на обычную сёрфовую доску. Доработав подвеску, с помощью которой можно имитировать сёрфовые движения, ребята получили новый спортивный снаряд, завоевавший популярность во всём мире. Так люди, совсем далёкие от океана, смогли приобщиться к его духу. Управление лонгбордом, так же как и сёрфом, очень близко к современному сноуборду, повороты осуществляются путём переноса центра тяжести с одного канта на другой.

Однако и сёрф, и лонгборд были уделом избранных. С одной стороны, сама по себе доска для сёрфинга была не дешёвой, с другой стороны, для получения определённых навыков катания нужны были и природная сноровка, и долгое время тренировок, что позволить себе мог далеко не каждый. Таким образом, сёрфингисты и лонгбордисты образовали некие высшие касты со своими правилами и культурой. То же самое, кстати, позднее произошло и с горными лыжами. Это был спорт привилегированных.

Революционеры найдутся всегда и везде, так и в истории с лонгбордами появились индивиды, решившие сделать это увлечение более доступным, простым и массовым. В то же время они отказались и от самой тусовки со всеми её устоями. Лонгборд был укорочен, колёса уменьшены, конструкция упрощена. Снаряд получился куда более дешёвым, но и техника катания на нём потребовалась другая. Но это уже отдельная история - история скейтборда. А мы возвращаемся к сноуборду.

А вот ещё пара исторических заметок, имеющих отношение к сноуборду.


Год 1929-й. Некий Майкл Барчет совершает спуск с горы на широкой доске с привязанной к ней бельевой верёвкой. Сделал он это на спор или чтоб оставить свой след в истории - он запротоколировал сей факт.

10 лет спустя, в 1939-м, другой энтузиаст Верн Викланд совершил подобный подвиг на модернизированном куске фанеры. Плотная ткань для устойчивости ног и ремешок для фиксации. Деревянные санки для спуска на ногах в положении боком были запатентованы. Ниже видео того спуска.

История сноуборда

В 60-е годы прошлого века сёрфинг был более чем модным увлечением, о нём грезили очень многие. И это понятно, в наше время возможностей испытать острые ощущения куда больше. Одним из многих поклонников этого вида спорта, этой культуры, был американец Шерман Поппен (Sherman Poppen). Он мечтал прокатиться на сёрфе по снежным склонам Скалистых гор. Кроме того, у него было две дочери, которым было скучно кататься на простых санках. Однажды одна из дочерей попробовала проехать на них стоя… Но это было не очень безопасно. Так вот, чтобы как-то разнообразить зимние развлечения дочерей, Шерман скрепил две детские лыжи вместе и привязал к ним верёвку. По своим размерам конструкция получилась похожей на сёрфовую доску. Не очень удобная, не шибко надёжная… Но это был первый шаг к сноуборду.

Свой первый сёрф для снега Шерман Поппен сконструировал в 1964 году. Дочке понравилось, её друзьям тоже, Шерман недолго думая получил патент на изобретение.

Годом позже, в 1965-м, новый снаряд был запущен в массовое производство. Его назвали снёрф - snow + surf. Изготовление было организовано на базе завода - производителя шаров для боулинга Brunswick. Той же зимой 1965 года снёрф вышел на рынок и сразу занял своё место под множеством рождественских ёлок. Первый образец Поппен подарил своей дочке Венди, которая скоро стала чемпионкой района.


Горные лыжи в то время считались исключительно спортивным снаряжением, в то время как снёрф был скорее игрушкой, забавой, для которой нет правил поведения на склоне, нет устоев. А потому и среди его поклонников было много бесшабашной молодёжи. Тут можно, кстати, снова вернуться к скейтборду. Отказавшись от элитарной тусовки лонгбордистов, скейтбордисты-отступники начали создавать свою культуру, более свободную, граничащую с анархией. Не зря, наверное, в период зарождения сноубординга поклонников этого снаряда называли подонками. По своему духу именно скейтборд и сноуборд наиболее близки.

В последующие 10 лет после серийного запуска снёрф был продан в количестве более миллиона штук при цене порядка 15 долларов за штуку. А мистер Поппен начал разработку профессиональной линии.

В 1968 году для продвижения своей новой продукции компания Brunswick организовала турнир по скоростному спуску на снёрфах. В нём, кстати, принял участие и легендарный Джейк Бёртон, тогда ещё совсем юный.

Однако массовое увлечение снёрфом сошло на нет так же стремительно, как и появилось. Конец великой идеи - кататься по склонам зимой - был близок… Если бы не появились энтузиасты вроде Димитрия Миловича, Тома Симса или Джейка Бёртона Карпентера.

Новый виток в истории сноуборда

Димитрий Милович и Winterstick

История повторяется. Вновь появляется сёрфер, одержимый идеей зимнего катания. Итак, в 1970-м украинец по рождению, осевший в США, Димитрий Милович (Dimitrije Milovich) начал разработку сноубордов, взяв за основу конструкцию новейших коротких сёрфов. Так уж случилось, что, переехав с побережья Атлантики, он очень скучал без сёрфинга. Его снежная доска была похожа на лонгборд, с которого сняли колёса, по-прежнему без креплений, однако Димитрий снабдил свой прототип стальными кантами. 5 лет спустя он отказался от кантов, потому что всё равно катался только по мягкому снегу.

Милович экспериментировал с материалами для самой доски и формой, хотя до сноуборда в его нынешнем виде ей было ещё далеко. Ещё до начала массового производства Милович получил патент на «ласточкин хвост», а следом и на «доску для катания по снегу с металлическими кантами». Он также отмечен в истории сноуборда первым, кто задал талию этому снаряду.



Компания Димитрия Миловича Winterstick стала первым в мире производством «сноубордов». Заскакивая вперёд, скажем, что судьба досок Winterstick отчасти повторила историю лонгбордов, с течением времени они укорачивались и меняли форму, а вместе с тем и технику катания.



Первые упоминания о Winterstick в публичных изданиях, в том числе Newsweek и Playboy, были замечены в 1975 году, а к 1976‑му Winterstick выбросила на практически несуществующий ещё рынок первый сноуборд сваллоу-тэйл. К сожалению, тогда никто не проникся новым видом активности, и в 1980-м компания обанкротилась. Не будем вдаваться в подробности, но компания Winterstick позднее воскресла и существует и в наши дни.

Отрывок из документального фильма о ранней индустрии сноубординга Snow Craft Generations

Том Симс - каскадёр, скейтбордист, сноубордист…

Том Симс - это культовое имя, широко известное в определённых кругах. Кто-то знает его как исполнителя трюков и каскадёра в фильме о Джеймсе Бонде («Вид на убийство»), но основная роль в жизни ему была отведена для продвижения скейтбординга и сноубординга в массы. Том Симс был не просто выдающимся спортсменом, он был пионером в скейтбординге, он был тем, кто донёс новый снаряд - сноуборд до горнолыжных курортов и способствовал его популяризации. Собственно, скейт-промышленность и зародилась при его участии. А что же со сноубордом? Многие до сих пор не могут определить, кто стал первым создателем сноуборда: Джейк Бёртон или Том Симс.


Будучи заядлым скейтбордистом, Том нуждался в некоем снаряжении для зимнего досуга. «Как я мог кататься на скейтборде по заснеженным улицам Нью-Джерси? Самое простое - сделать скейтборд для зимы», - рассказывал Симс.




Они работали параллельно и в одном направлении. Первый свой сноуборд Симс построил в 7-м классе (1963 год) в качестве школьного проекта и назвал его Skiboard (по сути, это было даже раньше Шермана Поппена на пару лет). Более серьёзный снаряд был изготовлен им в 1976-м под именем Sims Snowboard. Изначально Том организовал производство скейтбордов, позднее же, с ростом популярности зимнего собрата, Симс создал параллельный бизнес, ориентированный на производство сноубордов.

В 1983 и в 1985 годах Том Симс становился чемпионом мира в сноуборд-слаломе. Тогда же он стал ответственным за создание первого хафпайпа для сноуборда. Одновременно с этим Том продвигал сноуборд на горнолыжных курортах в качестве развлечения, некоего нового вида развлечений.




Том Симс стал чемпионом мира в дисциплине сноуборд-слалом в 1983 и 1985 годах

Горнолыжный спорт и сейчас требует определённых навыков, довольно длительного периода обучения, не забываем также, что карвинговые лыжи появились относительно недавно, а кататься на классических лыжах было делом куда более сложным. В этом плане новый снаряд, позволяющий получить удовольствие от спуска чуть ли не с первого раза, выглядел очень заманчивым.

Сноуборд и преподносился-то не как спорт, а как развлечение. Именно тогда появилась довольно чёткая граница между горнолыжниками и сноубордистами, между «парнокопытными» и «подонками». Первые, более обеспеченные, правильные, консервативные, смотрели свысока на бесшабашную молодёжь на странных снарядах с прикованными ногами, не способных развить ту же скорость, что лыжи, не столь красивых и изящных, не в состоянии пройти коньком до нужной точки. Вторые смеялись над пафосными лыжниками, над их чопорностью и продолжали наслаждаться катанием в своём стиле.


Вклад Джейка Бёртона в историю сноуборда

В это же время 23-летний бывший студент из Вермонта Джейк Бёртон (Jake Burton), бросив учёбу и пытаясь определить своё место в жизни, продолжил усовершенствование снёрфа с целью превратить игрушку в полноценный элемент спортивного снаряжения.

По своей натуре Джейк был бунтарём, ветреным и не постоянным, хулиганистым юношей. Прожив длительное время на атлантическом побережье, Джейк грезил сёрфингом. Его родители не считали это увлечение достойным и не покупали ему полноценную сёрфовую доску. Приходилось Джейку ограничиваться простыми старыми моделями, на которых кататься можно было только в положении лёжа. Вместе с этим молодой Бёртон безумно любил снег, он был одним из лучших горнолыжников в округе и большим поклонником снёрфа. Джейк Бёртон получил snurf на Рождество в 1968 году. Джейк частенько участвовал в местных дружеских соревнованиях по снёрфингу и всегда выходил победителем. Сломав палец в одном из таких заездов, Джейк решил, что надо усовершенствовать конструкцию.


При поступлении в университет Джейка привлекала перспектива попадания в местную горнолыжную сборную. Он имел все шансы, однако ещё до начала отборочных туров его угораздило сломать ключицу сразу три раза подряд. Естественно, что он не попал в команду, интерес к студенческой жизни моментально угас.

Уйдя из университета, он устроился на работу. В его обязанности входило встречаться с предпринимателями, оценивать их бизнес и составлять отчёты для потенциальных покупателей. Несмотря на большую зарплату, в какой-то момент Джейк не выдержал нагрузки и ответственности, однако он получил хороший опыт и уже был в состоянии оценить все шансы и риски для открытия собственного дела. Итак, воспользовавшись наследством бабушки, опытом работы и неудержимой идеей доработать снёрф, в 1977 году Джейк Бёртон попробовал основать собственную компанию в Вермонте.

Первый тираж сноубордов получился маленьким, цена его была выше снёрфа, целых 38 долларов. Несложная конструкция представляла собой гибкую деревянную доску с креплениями от водных лыж. Название снёрф было запатентовано Шерманом Поппеном, а потому Бёртон дал своему снаряду новое, вполне логичное и привычное нам - сноуборд.

На первый взгляд, ничто не предвещало, что маленькая компания из Вермонта, основанная столь несерьёзным человеком, станет крупнейшим производителем сноубордов в мире. Однако вы все знаете, во что вылилось это увлечение. Сегодня Burton - ведущая компания в отрасли.



Так сложилось, что в 1980 году и Burton, и Winterstick, работая параллельно над совершенствованием сноуборда, одномоментно пришли к новому синтетическому материалу для скользящей поверхности сноуборда P-Tex, имеющему в основе графит.

Компании Бёртона и Симса долгое время развивались параллельно. До середины 90-х было сложно сказать, кому же достанется пальма первенства в индустрии. Однако впоследствии стало ясно, что перевес на стороне Бёртона, чья компания и по сей день занимает первое место на рынке сноубордов.


Иные значимые события и имена в истории сноуборда

1977 год. Боб Веббер (Bob Webber) и Том Симс (Tom Sims) сделали из пластика знаменитый борд Flying Yellow Banana. Кстати, Боб Веббер в сотрудничестве с Симсом изобрёл Skiboard, патент на который позже продал Джейку Бёртону. Патент № US3900204 - посмотрите картинку. При желании его также легко найти в дебрях интернета.

Чак Барфут (Chuck Barfoot), поработав в середине 70-х в команде Sims, а позднее начав работать самостоятельно под маркой Barfoot, придумал использовать для производства сноубордов фибергласс, а также участвовал в разработке первого твинтипа. Он же регулярно экспериментировал с «ласточкиным хвостом». Будучи отличным сёрфером, он использовал все навыки в разработке сноубордов. Компания Чака существует и сегодня, но в совершенно других масштабах.


1977 год. Своё производство сноубордов Mervin открывают Майк Олсон (Mike Olson) и Пит Саари (Pete Saari). Они начали с нескольких досок ручной работы. На производстве Mervin выпускают сноуборды GNU и Lib Tech.

В 1979 году Марк Анолик построил первый хафпайп в районе озера Тахо (Tahoe). Это место мгновенно стало известно и привлекло не только асов, но и фотографов из скейт-журналов.

В начале восьмидесятых сноуборды начали выпускаться и в Европе. Но всё больше спортсменов хотели приобрести ставшие уже культовыми американские доски.

Для улучшения скольжения сноубордов использовались технологии, заимствованные у производителей горных лыж, а основанная в 1974 году компания Flite выпустила первые крепления хай-бэк.

Всё больше райдеров присоединялись к сноуборд-движению, и медленно, но верно снёрф превращался в привычный нам сегодня сноуборд, занимая прочное место на рынке спорттоваров.

В 1981-м в Ледвилле, Колорадо, прошёл первый чемпионат по сноубордингу. Через год состоялся первый Национальный чемпионат в Вермонте. Скорость рейсеров уже достигала 60 миль в час.


1982 год. Горнолыжный курорт Six Ski Resort в Вермонте создаёт прецедент, став первым, кто открыл свои склоны для сноубордистов. К 1990 году руководители большинства горнолыжных курортов поняли, что могут потерять огромную прибыль, не позволяя сноубордистам раскатывать их склоны, и поступили также.

1983 год обозначился в истории сноубординга изобретением креплений с высоким суппортом. Право первенства в инновации оспаривали Луис Форньер (Louis Fornier) и Джефф Грелл (Jeff Grell).

С момента появления сноуборда существовали разные варианты "креплений" (если их так можно назвать) для спуска на доске с заснеженного склона. В этой статье мы постараемся проследить, как развивались крепления от самых первых вариантов и до наших дней.

1. Крепления появились еще в первых Снерферах в далеком 1966. В то время креплениями служили металлические скобы которые создавали сцепление с доской. Такой тип креплений использовался вплоть до начала 1970-х.

3. В первых досках Flite использовались выступы вплавленные в топшит.

5. В середине 1970-х Бертон экспериментировал с разными материалами для улучшения сцепления ног и доски, среди коих попадались довольно экзотичные варианты - дробленое стекло и песок для аквариумов. Свет надежды появился вместе с новым продуктом компании 3M. Первые доски Burton с 1977 по 1984 оснащались самоклеящейся резиной от компании 3M.

7. Производители старались сделать фиксирующие ремни туже, чтобы ноги удерживались надежнее. В результате появилась идея фиксатора (старая дверная ручка) позволявшего затягивать ремни сильнее после того, как ноги вставлялись в крепления.

9. В начале 1980-х Winterstick началии спользовать ремни с пенным наполнителем.

11. Многих пугал тот факт, что ноги пристегнуты к доске. Но позже выяснилось, что падать намного безопаснее если ноги остаются на доске. В 1982 году Бертон применил в креплениях ремешок удерживающий пятку, причем переднее и заднее крепление были одинаковыми.

13. Вот как выглядели крепления Burton с застежками сконструированными по образу и подобию застежек на горнолыжных ботинках. Модель конца 1970-х начала 1980-х годов.

15. Вскоре после появления мягкого задника производители начали использовать жесткий, но мягкий все равно продолжал широко использоваться.



16. В середине 1980-х в креплениях начала использоваться новая странность, названная хайбек (highback) - один из самых больших шагов вперед в развитии сноубордических креплений. Хайбек работал (да и сейчас работает) как рычаг, упрощающий удержание заднего канта и улучшающий управление доской. Вслед за пионерами хайбеков Джеффом Греллом и Луисом Форни быстро подтянулись и другие компании. Массовое использование хайбеков началось с 1984 года. Компания Burton в 1984/85 годах оснащала хайбеками все доски.

18. В 1985 компания Burton представила цельные крепления с хайбеком и застежками Fastex. Эти крепления стали первыми на рынке креплениями объединяющими хайбек и цельную базу.


20. Год спустя разработчики Burton применили в креплениях стрэпы похожие на современные и добавили третий ремешок в районе голени. Также к таким креплениям предлагались дополнительные накладки на хайбек.


22. В этих креплениях от фирмы SnowTech появился складывающийся хайбек. Это было сделано для упрощения хранения и транспортировки сноубордов. Также эта модель интересна системой настройки хайбека без инструментов.

24. В начале 1990-х появились так называемые комплекты "Cant Kit". Они представляли собой металлические и пластиковые клинья, распологавшиеся под задней частью крепления для выравнивания райдера относительно доски.

26. В 1990 компания Burton представила крепления Flex. В этих креплениях сплелись лучшие черты стрэповых и жестких креплений. В них был реализован третий стрэп и хайбек “FLAD” (Forward Lean Adjuster, то бишь настройка наклона хайбека), который при помощи застежки фиксировал хайбек к базе с необходимым углом наклона. Благодаря такой форме хайбека улучшался контроль доски. Крепления Flex выпускались вплоть до 1998 года.


28. В 1995 расцвели и в 1997 упокоились с миром безбазовые крепления появившиеся под влиянием скейтборда. Основная идея этих креплений - если убрать базу, то ты сможешь лучше “чувствовать” доску.

29. В 1996, компания Shimano and Switch представила крепления step-in. Простота и удобство этой системы пророчила смерть стрэповым. Но из-за патента другие производители креплений не смогли развивать крепления с двуми фиксаторами (в районе носка и пятки). По этому многие компании начали выпускать альтернативные крепления step-in с фиксатором в середине ступни. Компании вкладывали десятки тысяч долларов в разработку и рекламу, их потуги обернулись впоследствии в сотни тысяч долларов потраченных на выплату судебных исков.

31. В середине 1990-х развитие креплений начало замедляться. Следующим большим шагом стали трещетки позволявшие проще и точнее настраивать ремешки. Почти все производители начали производить такие крепления, что сделало все крепления почти одинаковыми. Также в этом периоде стоит отметить появление обшивки базы, улучшение обшивки стрэпов и развитие различных систем настройки креплений без инструментов.

33. В 2000 году на выставке ISPO компания Palmer Snowboards представила систему Power Link. Подкладку из двух частей вставлявшуюся между доской и креплениями. Благодаря этой подкладке райдер поднимался над доской, что позволяло использовать узкие и отзывчивые доски без цепляния ногами за снег.

35. Крепления Burton Lexa стали первыми сугубо женскими креплениями. Они плохо настраивались, но зато размеры были вумен-онли.

Крепления для сноуборда – важный элемент экипировки, отвечающий за передачу усилия, которое вы прикладываете, управляя доской. От их качества, технологичности, жесткости, настроек зависит контроль над доской на склоне и легкость перекантовки.

Существуют несколько видов креплений для сноуборда : степ ин (уже не выпускаются), жесткие (для скокростного спуска на жестких направленных досках и в пластиковых ботинках) и мягкие , самые популярные на сегодняшний день.

Из чего состоит крепление:

- база крепления , включающая пяточную дугу и диск для установки градуса,

- хайбек с регулировкой наклона,

Верхняя и нижняя стрепы , ремешки и клипсы.

Клипсы креплений смотрят наружу, поэтому вы легко сможете отличить правое крепление от левого.

Взгляните на диск, на нем указанны градусы от 0 в обе стороны. Дополнительные отверстия в диске предназначены для регулировки положения креплений вперед и назад.

Понимать строение креплений необходимо, прежде всего, потому, что последние технологии и разработки посвящены именно им. В битве за звание лучших участвуют сегодня крепления с наименьшим весом, быстрой системой встегивания и произведенные из самых прочных материалов.

Именно благодаря дизайну строения креплений и подбору самых передовых материалов производителям удается выйти на лидирующие позиции и сделать ваше катание комфортным и прогрессирующим.

Материалы

При производстве материалов для креплений используются настоящие космические технологии. Сегодня главные материалы для лучших креплений – это карбон, стекловолокно, нейлон, различные сплавы из алюминия (многократно усиливающие их прочность), а также сталь высшей пробы для таких частей крепления, как, например, винты. На сегодняшний день это самые крепкие и легкие материалы. Однако стремление приобрести крепления из 100% карбона вряд ли закончится успехом для вашего кошелька. Выбирайте усиление именно там, где это больше всего необходимо, а именно: в области хайбека, пяточной дуги и базы. Соизмеряйте уровень креплений и с уровнем своего катания.

Современные технологии

Ассиметричный хайбек

Такой дизайн хайбеков служит для наилучшего соприкосновения ботинка и крепления, а значит, лучшего контроля и передачи энергии. Хайбек с таким строением отлично фиксирует ногу именно там, где нужно. Рекомендован производителями для широких стоек, а соответственно, больше подойдет для фристайла или джиббинга .

Кстати, как правило, хайбек с таким дизайном имеет облегченную конструкцию, что положительно сказывается на общем весе креплений.

Мертвые зоны

То место, где крепления присоединяются к сноуборду, является точкой, где вы хуже всего чувствуете доску, а сноуборд, соответственно, хуже всего гнется. Конечно, если вы только начинаете кататься, то вряд ли это сможете почувствовать. Однако, повышая уровень катания, вы поймете, что именно принято называть такими мертвыми зонами.

В своем стремлении к совершенству производители креплений пытаются уменьшить площадь таких зон. Достигается это за счет уменьшения площади базы, у разных производителей имеются разные запатентованные способы. Кто-то уменьшает площадь дисков, кто-то адаптирует базу креплений под рокерные доски.

Также отличным, на наш взгляд, решением является монтирование в базу специальных амортизационных подушек. Они, как ABS, защищают тебя при особо жестких приземлениях и значительно уменьшают уровень вибрации.

Стрепы

Стрепы не просто соединяют твою ногу с базой крепления. В современных креплениях стрепы, как верхний, так и нижний, делают это по-умному. Они выполнены из материала, который запоминает форму ботинка и упрощает процесс встегивания. Кроме того, поверхность стреп способна отлично распределять энергию. В результате даже при самой сильной фиксации нога не будет пережата.
Большинство дизайнерских решений было сфокусировано на конструкции нижнего стрепа. Так, на сегодняшний день существует несколько вариаций.

Стреп с традиционной фиксацией поверх ботинка . Подобный тип крепления можно встретить у всех производителей. Из плюсов такой системы – стабильность, неплохая фиксация и наименьший риск попадания снега под сам стреп.

Популярный вариант нижнего стрепа – cap strap . Такой стреп, по утверждению производителей, лучше фиксирует ногу в креплении, прижимая ботинок по длине, что очень важно при катании вне трасс или в парке. Однако важно идеально подогнать стреп под ботинок, иначе попадание снега, сползание стрепа вниз и ослабление фиксации неизбежны.

Лучшим, на наш взгляд, технологическим решением в конструкциях нижнего стрепа является мульти стреп. Это значит, что крепить его можно в двух позициях, на ваше усмотрение.

Стиль катания

Одним из важных параметров является стиль катания, под который стоит выбирать крепления. Среди производителей нет четкой градации по стилям, однако есть некоторые схожие черты.

- Крепления для технического фристайла/фрирайда можно назвать самыми жесткими среди всех существующих на рынке. Действительно, для катания в глубоком снегу или сильных амплитудных трюков на трамплинах нужная самая надежная фиксация.

- Крепления для джиббинга , наоборот, более мягкие.
- Крепления All mountain – самые универсальные и на практике подходят для любого типа катания.

Здесь стоит отдельно рассказать о креплениях фирмы Flow . Система крепления у этой компании отличается от всех других производителей. Это система Step-in-Go . Так, вместо двух ремешков стоит единый стреп, который довольно комфортно охватывает ботинок. Также хайбек откидывается назад, что позволяет быстрее пристегнуться. Существуют различные мнения о плюсах и минусах такой системы. Неоспоримым плюсом является быстрота и простота встегивания.

Установка креплений

Итак, вы уже подобрали идеальную для себя пару. Теперь актуален вопрос установки крепления на сноуборд . Вы с легкостью можете сделать это самостоятельно.

Учтите, что доска должна подходить к креплениям, здесь могут быть нестыковки. Например, фирма Burton делает доски с закладными, которые подойдут только для креплений этой же фирмы , так что на это нужно обращать внимание. У Burton существует особая система закладных EST, правда, не на всех досках, но надо быть внимательным. В крайнем случае для них существуют специальные переходники на обычные крепы, но это лишние траты и неудобства. И надо отметить, что крепления Burton с системой EST подходят только для сноубордов с такой же системой. Однако это скорее исключение, чем правило. В основном производители стремятся делать крепления, которые подходили бы к абсолютно любому сноуборду.

Стойка

Какой ногой вперед вы катаетесь?

Есть стойка «регуляр» – левой ногой вперед, есть «гуффи» – правой . Начинающим сложно определиться с самого начала. Вашу стойку вы поймете в процессе катания, какой ногой вперед вам будет удобно ехать. Но есть проверенный способ узнать это и в домашних условиях, который работает на 99%. Попросите, чтобы вас толкнули в спину. Какую ногу вы выставляете вперед, та и ведущая. Проверьте несколько раз для закрепления результата.

Итак, вы, например, гуффи. Правая нога у вас впереди. То есть правое крепление вы ставите ближе к носу сноуборда.

Для чего столько закладных?

Для регулировки ширины стойки. Одному более удобна широкая стойка, особенно во фристайле, другому, наоборот, узкая. Для начала поставим универсальную среднюю стойку и выберем средние закладные.

При установке креплений, когда вы уже определились с вашей стойкой, необходимо учитывать ведущую ногу.

Выбор углов установки креплений – важный аспект

Для этого присмотритесь к шкале градусов, указанных на креплениях, и прислушайтесь к своим ощущениям. В среднем угол поворота крепления для задней ноги около 10 градусов, для передней - 15-18 градусов , но это дело вкуса и стиля райдера. Многие предпочитают так называемую стойку duck с одинаковым углом для задней и передней ноги, что особенно хорошо в парке при катании в свиче (не в свою сторону).

Сегодня у производителей бордов и креплений отмечается тенденция смещения отверстий под крепления назад, что позволяет придать доске более плавный ход. Кроме того, крепление со смещением дает возможность легче двигаться по снегу, не тонуть в нем и не увязать – идеальное решение при катании в глубоком снегу.

Какие купить крепления?

Главный момент при покупке креплений – это их совместимость с вашими ботинками.

Во-первых, ботинки и крепления должны подходить по размерам . Вставьте свой ботинок в крепление и затяните стрепы. Обратите внимание на носок, он не должен сильно торчать или, наоборот, тонуть в креплении . В большинстве моделей имеется газ-педаль, которую можно регулировать вперед или назад в зависимости от размера вашего ботинка.

Обратите также внимание на длину стрепов, они не должны быть слишком длинные или слишком короткие . Не должно быть ситуаций, когда ботинок болтается и длина стрепа слишком большая, чтобы его зафиксировать, или, наоборот, ботинок встегивается с трудом.

Во-вторых, проверьте совместимость комплектующих . Встегните ботинок в крепление и внимательно посмотрите. Пятка должна быть утоплена в угол крепления, при этом подошва ботинка должна ровно стоять на базе, а задняя часть плотно прилегать к хайбеку крепления.

Обратите внимание. Когда вы будете встегиваться в крепления, не наступайте на ремешки и стрепы, вы можете их сломать. При перевозке соберите хайбек и закройте стрепы, чтобы не повредить ремешки.

Если вы покупаете снаряжение одного бренда или уже готовый комплект, то можете быть уверены, что все подойдет и будет работать, как надо, а при катании вы не почувствуете дискомфорта.

При выборе креплений не забудьте обратить внимание и на внешний вид. Сегодня расцветка и дизайн очень различаются, варьируя в диапазоне от флуоресцентных ярких до темных милитари цветов. Кроме того, некоторые производители включают в свои коллекции крепления, над дизайном которых работали знаменитые художники, иллюстраторы или сами райдеры. Но не забывайте: каким бы ни был дизайн креплений, он должен отражать на склоне вашу индивидуальность.